martes, 30 de septiembre de 2025

Ртвеладзе Э.В. Из недавних открытий Узбекистанской искусствоведческой экспедиции в Северной Бактрии-Тохаристане; Устинова Ю.Б. Наскальные латинские и греческие надписи из Кара-Камара / ВДИ. 1990, №4 By Sergey Abashin

https://www.academia.edu/144215709/%D0%A0%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B5_%D0%AD_%D0%92_%D0%98%D0%B7_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%A2%D0%BE%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%AE_%D0%91_%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8_%D0%B8%D0%B7_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%94%D0%98_1990_4?email_work_card=title ние художника наетолько реалиетично, что на ногах «Дарителя»-царя видны тяжелые туфли, которые он надевал веегда, в то время как Будда 11 другие фигуры в нише )]306ражены, как и обычно, боеИНОllI. В надпиеи Самудрагупты в Аллахабаде упоминаетея дайвап)'тра Шахиеахануша хи, который в то время еще правил в севера-восточных провинциях. Маршалл нигде точно не уназывал, что эта нишапроизведение бопее позднего периода. Впопне воз можно, что она быпз создана в период правлеНlIЯ динаетии кушан. Даже еели ата ра бота датируется более ПОЗДНJШ периодом, :\lОщно еказать, что реставраторы во время реконструкции в монастыре воздавали должное великому буддистеК01lJУ правитеюо },а нишке, при котором впервые появилось изображение Будды в образе человека и кото рый многое сделал ддя распространения БУДДIIстекого учения, а также, возможно, был основателем монаетыря. Такии образом, реетавраторы помнили о нем и изобразили в отреетаврированной нише. Если статуя была выполнена в кушанекий период, о чем может свидетельствовать ее совершенство, то вполне возможно, что основатель монас тыря, кем мог быть сам Иалишка или один из его преемников, потребовал, чтобы его изображеfIие передавало Г,lубокое почтение }\ Будде. Нельзя забывать о том, что На нишка ечитался ОДНИМ из величайших буддиетских правителей и был почитаем и епус 'I'Я века, во вре}lена :китайских путешественников, По традиции статуя Будды создавалась почти в два раза выше других фИl'УР (в данном случае фигур настоятеля, двух богов и «великого царя»). Даритель в скифской одеждеэто не простой чеJIовек, а определенно царь: его етатуя в два раза больше статуи его супруги и одного размера со статуями богов и настоятеля. Правитель ди настии кушанназывался «Дзвапутра»', И предполагалось, что он обладал божественным даром и был paBHЫ~{ дэва~l, в то время :как его еупруга ечиталаеь обыкновенной цари цей. Таким образом, разница в размере указывает на различный етатус персонажей и на то обетоятельство, что статуя в иранском одеянии может быть только статуей RаНlIIlIЮI 1, буддистского правителry династии кутан. \,J До:ктор, © 1990 г. Б. Р. Ма//'и, руководитель Делийекого отделения Археологичеекой елужбы Индии . . . '., ~ ИЗ НЕДАВНИХ ОТН.рытий УЗБЕl\ИСТ АНСКОй ИСНУССТВОВЕДЧЕСIЮЙ Эl\СПЕДИЦИИ В СЕВЕРНОй БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНЕ Узбекнстанская иеКУССl'вовеДчеекая экепедиция Инетитута искусетвознания ИМ. Xa1ll3bl Министерства культуры УзССР, созданная и на протяжении многих лет руководимая Г. А. Пугаченковой, в 1990 г. отмечает 30-летие своей научно-исследова тельской деятелыIсти •. 3а 3ТИ годы работами экспедиции внесен выдающийея вклад в по:шание иетории культуры Средней Азии и сопредельных етран. Рекогносцировочными маршрутами и етационарными исследованиями УзИскЭ охвачены многие области Узбекистана, но оеновным направлением ее полевых работ являетея всестороннее комплексное иееледоваиие археологических памятникОВ антич ного периода, раеположенных в Сурхандарьинском оазисе Северной Бактрии. Широ ко используя методы археологиирекогноецировки и раскопки, экспедиция ОСНОВ чое внимание уделяет изучению художественной культуры. Вмеете с тем ей по праву d.З5 принадлежит прпоритет в открытии и исследовании ряда незаУР-ЯДffЫХ памлmик()в ма териальной и духовной культуры, в разработке многих проблем археологии и истории КУIЛанекого периода. Итоги этих иееледований, изложенные в более чем 10 МОl10гра фиях, КОЛ,1ективных еборниках и почти в двухстах статьях, опубликованных у нас в cl'paIie и за рубежом (Англия, США, Венгрия, ФРГ, ГДР, Японця, Италия) 1, хоро шо Jf3BOOTHbl В науке. Поэтому здесь охарактеризованы только те из недавних открытий "УзИскЭ в Северной Бактрии, которые почти не нашли отражения в научной литературе. Среди них, в частности, пограничная стена кушанского времени у R. Дарбанд и пещер ный комплекс в l\ара-Намаре. Эти ОТRРЫТИЯ дают новые данные для панимания ряда важнейших историка-культурных проб.. . . IeМ I\ушапскога государства, в том числе для уточнения северных его границ и для решения вопроса о возможноя существовании в Баl{ТРИИ митраИСТСКIIХ святилищ. ...

No hay comentarios: